Красота, здоровье, качество!


Обонятельные секреты

— Как нам удается угадывать сокровенные желания любимого человека?
— Почему с близким другом можно просто молчать, не чувствуя тягостной паузы?
— Отчего возникает чувство неловкости, когда нам лгут?
— Где истоки той чуткости, с которой близкие люди понимают нас без слов?
— В чем секрет магии обаятельных людей? 

 

Все эти вопросы имеют лишь один ответ — запах мыслей… Сочувствую, если кто-то на этих словах хлопнулся в обморок, но ничем помочь не могу. То, что мысли пахнут, — научно доказанный факт. Мы живем, вдыхая то едкую мочевину глупости, то пряный аромат остроумия, то невыносимый смрад пошлости, то опьяняющую свежесть благоухания таланта. Мы ощущаем приступ безотчетной радости, когда наши ноздри улавливают медоносный букет деликатности или бальзамические оттенки запаха сердечности… Да-да, «бальзам на сердце» — одна из наиболее точных метафор по отношению к ароматам благородных, светлых, чистых, позитивных мыслей, мыслей, от которых всем вокруг становится легко и весело. Именно этим объясняется наше подсознательное стремление чаще бывать в каких-то определенных местах, а в другие — не возвращаться никогда. Господи! Если бы люди никогда не позволяли себе грязных мыслишек, вероломных замыслов и злобных суждений — мир был бы бесконечно прекрасен! Но, наверное, так быть не должно, раз так не бывает…

Мы плывем в океане жизненного опыта, считая мудрость наградой за седину. Не верим в запах предательства, но признаем пуд соли, съев который, готовы не замечать очевидных подлостей сотрапезника. Пробуем на зуб склизкий экссудат обмана, купаемся в жидких экскрементах агрессивного хамства. Прикладываем к губам раскаленную кочергу ненависти… Обожаемое нами дитя до рвоты заходится в плаче, но мы старательно увещеваем его спокойно посидеть «на ручках» у злобной фурии, называя ее «хорошей тетей»... И делаем все эти глупости исключительно из-за глубинного презрения к собственным ощущениям, свято веря лишь в эмпирические возможности познания мира. 
Сколько раз била нас судьба колотушкой по башке, но мы все равно остаемся гурманами горького опыта, считая лишь его объективным мерилом реальности. Просто смешно. Получается, что для обретения уверенности в том, что убивать, насиловать, клеветать, воровать, лжесвидетельствовать грешно, нам нужно совершать злодеяния? Или все-таки можно самостоятельно догадаться о плачевных последствиях этих преступлений, исходя из своих чувств, умозаключений, тонких движений души, по запаху? Ведь мысли материальны. И как любая другая материя состоят из химических веществ, а значит, имеют запах. 

Все физиологические процессы нашего организма (метаболизм, пищеварение, возбуждение, сон, полеты воображения) сопровождаются определенной секрецией — выработкой соответствующих химических соединений: мышечная усталость грузчика, перетащившего сто мешков с булыжниками, пахнет молочной кислотой; грустная улыбка малыша, у которого «болит горлышко», источает запах простогландинов (веществ, сопровождающих болевой синдром); веки старенького ночного сторожа слипаются от баюкающего аромата серотонина, увеличившего концентрацию в спинномозговой жидкости; пылающие уши студента, отчаянно зубрящего материалы к экзамену, благоухают нейротрансмиттерами нейронов, синтезирующих РНК, чего не учует профессор, с наслаждением вдыхающий совсем другой аромат — аромат специфических ментальных аминокислот, выделяемых мозговыми клетками юного гения, блестяще излагающего то, что выучил.
Используя кальку знаменитой декартовской фразы, можно смело утверждать: «Я мыслю, следовательно, благоухаю!»… Хотя нет, это неправильно, поскольку многих людей посещают мысли настолько вонючие, что окружающим ничего другого не остается, кроме приступа аносмии (обонятельной слепоты). Скорее всего, люди практически не воспринимают запахи размышлений своих собратьев именно потому, что часто они отвратительны. И если бы наш мудрый организм не развил в себе пороговое обоняние (запах наших дум вызывает возбуждение только лимбической системы и гипоталамуса),  возможно, все бы свихнулись от навязчивой какофонии глупости, зависти, корысти и лжи.

Ароматные масла

Надо сказать, что запах нашего интеллекта не прозрачен и вполне вещественен (этим, кстати, объясняется безотчетное уважение к умному собеседнику, чья компетентность принимается без доказательств и документальных подтверждений). Достаточно одной молекулы, чтобы дорсальные (задние) обонятельные камеры носа и наш вомероназальный орган отправили зашифрованное «донесение» о химической сущности «визитерши» головному мозгу. Каждую секунду обонятельные органы шифруют и направляют в соответствующие «инстанции» центральной нервной системы миллиарды душистых и смрадных «депеш» из внешнего мира, обеспечивая нас исчерпывающей информацией о существующей реальности. 

Дешифровкой и трактовкой этой информации, как уже говорилось, занимается гипоталамическая и лимбическая система мозга, вызывая соответствующие эмоциональные реакции. Поскольку кора головного мозга в этих процессах не участвует, никаких умозаключений и выводов мы сделать не можем. Например, уловленный вомероназальным органом тошнотворный душок пошлости, витающей над головами резко примолкших сплетниц, перемывших нам все кости, нажимает на эмоциональные тормоза, заставляя нашу душу закрыться на все замки. Мы, однако, упрямо продолжаем изображать дружеское расположение к языкастым товаркам, не найдя в себе ни одного достойного аргумента, чтобы послать их ко всем чертям. Лимбический отдел обонятельного анализатора продуцирует только эмоции и подсознательные мотивации — радость, тревогу, надежду, вожделение, отвращение, — формируя секреторный (вегетативно-гуморальный) ответ организма и вызывая тахикардию (или брадикардию), сокращение (или расслабление) сфинктеров и мышц, подъем (или снижение) артериального давления, синтез (или прекращение оного) гормонов, чувство жара (или озноб), потливость (или сухость во рту)… 

Вызванные запахом мыслей эмоциональные и вегетативные реакции организма являют собой единственно возможное чувство реальности. Представьте: мы сидим у костра, счастливый (эмоции) стук нашего сердца (вегетатика) вызывает желание, чтобы этот вечер никогда не кончался (мотивация), после чего в наше сознание навсегда врезается слепок «пылающего костра». Впоследствии, ощущая этот запах, мы будем безотчетно позитивны и, стало быть, необъективны в оценке людей и событий, происходящих вокруг живого пылающего огня.

Парадоксальная трактовка ментальных запахов связана с тем, что разум пытается объяснить абстрактные впечатления вполне реальными вещами. Так, дважды посмотрев один и тот же фильм, мы можем получить полярно противоположные впечатления, если в первый раз рядом смердела своей завистью «заклятая подруга», а второй поход в кино мы осуществляли в пьянящем облаке фенилаланинов и эндорфинов влюбленного в нас лица. Наша реакция понятна, а вот аргументы, с помощью которых мы пытаемся уяснить для себя причину такой двойственности, увы, — иллюзорны: «Видать, я был не в духе, раз поначалу картина мне не понравилась!» Наша реакция на запах чужих мыслей сродни случайной травме, полученной в пылу увлечения каким-то действием: когда мы вдруг обнаруживаем на теле синяк, то искренне недоумеваем, откуда он взялся, ведь в момент удара наш возбужденный интеллект не пожелал воспринимать боль и проигнорировал ее. 
Кстати, ученые доказали, что мысли о конкретном предмете имеют нотки аромата именно этого предмета. Мечтая об апельсинах, мы начинаем пахнуть чувством реальности цитрусов (близкий человек поймет это без слов и угостит оранжем сочного фрукта). Влюбленные пахнут чувством реальности звезд, под которыми целовались. Герои пахнут чувством реальности свободы и справедливости. Творцы — чувством реальности таланта и страсти. Чиновники — чувством реальности карьеризма и корысти. 
Как мы думаем, так и пахнем: кто-то цветами, а кто-то клопами.

Каждому свое.

► Консультация специалиста ► Арома-тестирование ► Ароматы & арома-косметика ► Услуги