Красота, здоровье, качество!


Ароматная история

Удивительное влияние натуральных ароматов на энергетику, психику и физиологию человека известно с самых древних времён.  Они исцеляют, уравновешивают и одухотворяют своих «воздыхателей», даруют молодость, красоту, эротизм и  здравый авантюризм. Делают отношения гармоничными,  притягивают любовь, счастье и удачу.  Приносят богатство, помогают обрести славу, власть, успех в любом деле . Эфирный шлейф ароматов растворяет  суетность бытия, осветляет путь, наполняет жизнь новым ярким течением, подчёркивая индивидуальность.

Аромат это пятая субстанция, хранящая в себе - всю мудрость мира, его нетленную силу и красоту.

Ароматные масла 


Содержание 

Историческая справка                                      Китай

Месопотамия                                                      Индия

Древний Египет                                                  Древний Вавилон     

Древняя Греция                                                  Япония

Африка                                                                 Австралия

Рим                                                                        Русь

Азия Иудея                                                           Россия

Ближний Восток                                                  Европа


Историческая справка

Основные сферы использования ароматических средств и растений в истории

  • Религиозные, мистические ритуалы, процессы посвящения и инициации.
  • Парфюмерия, изготовление ароматических эссенций, духов для эстетического удовольствия.
  • Косметология – использование различных составов для улучшения состояния кожи, омоложения, красоты.
  • Как афродизиаки – для эротического и чувственного наслаждения
  • Лечение, профилактика болезней.
  • Ароматизация пищи, вина для увеличения срока годности, улучшения вкусовых свойств.
  • Бальзамирование тел.
  • Принадлежность к высшему слою общества, предмет роскоши.
  • Платёжное средство при расчетах.

Применяли ароматы древние народы Египта, Греции, Рима, Китая, Индии –  наши  древние предки не расставались с ароматическими маслами в течение всей жизни.

Масла первыми встречали появление человека на свет, своим тонким благоуханием, облегчая и стимулируя роды. Более того душистые вещества помогали зачать малыша, даже когда все усилия были тщетны, ароматы творили чудеса! У многих народов использование ароматических масел считалось обязательным при зачатии.

 Во всех  «священных писаниях» упоминается об использовании растений и  эфирных масел для лечебных,  ритуальных и духовных целей.

 Жрецы применяли ароматические масла в религиозных обрядах, для бальзамирования и тщательно сохраняли свои секреты. Около 3000 г. до н.э. они начали понимать, что эфирные масла полезны и в обыденной жизни. С тех пор жрецы стали исполнять и роль целителей: они прописывали и готовили «магические» снадобья. Вместе с косметикой и благовониями эфирные масла проникли во все слои общества.

Народы Древней Месопотамии, Индии и Китая торговали не только растительными продуктами и ароматическими веществами, но и знаниями об их применении. В Персии обнаружен глиняный перегонный аппарат, который датируют приблизительно 2500 г. до н.э. Клинописные таблички свидетельствуют о том, что в Вавилоне ежегодно сжигалось 57 тысяч фунтов ладана.

В Ассирии на ежегодном празднестве в честь бога Баала сжигали 60 тонн ладана. В Древнем Израиле в погребальной процессии царя Ирода участвовало пять тысяч рабов с сосудами, в которых горел ладан.

Сандал, мирра и ладан упоминаются уже в Ветхом завете.

О широком применении иудеями ароматических веществ свидетельствуют многочисленные указания, содержащиеся в Священном Писании.

Греки, арабы, персы и другие народы Малой Азии, а также римляне переняли опыт древних египтян. У индусов, китайцев, японцев развивались свои способы использования ароматических растений для лечения, ритуалов и других нужд.

Антропологи полагают, что первобытная «парфюмерия» началась с поджигания смолистых выделений ладана. Со временем растения, богатые ароматическими веществами, стали смешивать с животными и растительными маслами для смазывания тела во время ритуальных церемоний

Натуральные растительные вещества на протяжении всего существования человечества помогали людям поддерживать здоровье тела и Духа, сохранять красоту и молодость. Несли высокое эстетическое наслаждение и духовные принципы мироздания.


Шумерское Царство

Если обратиться к истории, то первые сведения о применении древними культурами душистых веществ из растений относятся к  V  тысячелетию до н.э. Существует множество письменных источников, содержащих правила получения и использования эфирных масел. Клинописные таблички, найденные в городе-  государстве Шумер (III тысячи лет до н.э.), были первым письменным подтверждением использования эфирных масел в лечебных целях людьми.


Месопотамия

Различные источники утверждают, что ароматерапия как метод парфюмерии возникла в Месопотамии, где был открыт способ дистилляции растительного сырья. Благодаря нему стало возможно получение высококонцентрированных, длительно хранящихся ароматических масел. Традиционным в Месопотамии было ритуальное применение воскуриваний, составление парфюмерных композиций, бальзамирование.


Древний Египет 

Особенно сведущи в учении о травах были египтяне. Уже в IV тысячелетии до нашей эры эфирномасличные растения использовались в медицинских и косметических целях, а также для бальзамирования усопших. Они также определяли ароматы для публичного и домашнего употребления. При совершении важных государственных мероприятий курили ладан, запах которого «открывает» душу. Рабыни-танцовщицы прикрепляли к волосам благовонные шарики, которые постепенно плавились, наполняя окружающий воздух живительными ароматами. Некоторые сведения о растениях, использовавшихся древними египтянами, можно получить из обнаруженных в гробницах росписей, старейшая из которых относится приблизительно к 2800 году до нашей эры. Жители древнего Египта приготовляли пудру, свечи, пилюли, медицинские препараты, а также мази и пасты для наружного применения из растительных и животных веществ. При этом использовалась также зола сожженных растений. Традиция использования аниса, туи, лука, чеснока, тмина, кориандра, винограда  пришла к нам из Древнего Египта.
Египтяне обладали очень высоко развитой культурой, но процесса перегонки эфирных масел они не знали. Тем не менее археологи находили в гробницах древних египтян глиняные доски с упоминаниями о ввозе масел туи и кипариса, что свидетельствует о существовании торговли эфирными маслами уже в то далекое время. Однако есть все основания полагать, что эти масла были получены методом прессования (отжима), а не перегонки, так как упоминаний о дистиллированных маслах не найдено. В пирамидах обнаружили мази, баночки с косметикой и бутылочки с маслом со все еще ощутимым запахом ладана и бензоя.
Египетские жрецы воздействовали эфирными маслами не только на тело(исцеление и бальзамирование), но и лечили ими депрессии и нервные расстройства. Широко применяли масла в качестве антисептиков, смесями эфирных масел делали натирания для омоложения. Широко использовались масла в Египте в магических и ритуальных целях, а так же для любовных утех. В ритуал коронации всегда входило помазание специальным ароматическим маслом.


 
Благовония играли важнейшую роль в религиозных празднествах, устраиваемых в честь многочисленных богов. В ритуалах применяли воскуривание и жертвоприношение. Наиболее распространённым было использование воскуривания, ароматических масел, ароматических шариков, жертвенные притирания (ими наполняли тело предназначенного для жертвоприношения животного). Самыми почитаемыми растениями считались мирра, ладан и смола кедра. Египтянами был составлен рецепт «куфи», который держался в строжайшем секрете и был предназначен для различных целей – от лечебной до мистической. В состав «куфи» входило от 16 до 60 компонентов, среди них: можжевельник, мирра, корица, кедр и другие растения. В Древнем Египте в Гелиополисе, городе Солнца, утром возжигали смолы, в полдень — мирр, а на заходе солнца — кифи.
Древние египтяне верили в переселение душ, поэтому с особым почтением относились к умершим. Они бальзамировали тела всех мертвецов.

Существовало три вида бальзамирования.


 Бальзамирование по первому классу или «бальзамирование Озириса» было доступно только высшим кастам и было очень дорогим. При помощи металлического зонда через носовые ходы удаляли головной мозг и наполняли голову ароматическими травами. Через разрез живота удаляли внутренности, а брюшную полость наполняли миррой, корицей, кассией и другими ароматическими растениями. Тело зашивали и на протяжении 70-ти дней держали в растворе соды. Затем с ног до головы обматывали тонкими льняными бинтами, пропитанными клейкой смолой и ароматическими веществами. В таком виде тело укладывали в деревянный саркофаг, который вертикально ставили у стены. Несколько раз в год мумию извлекали и с большими почестями совершали поминальные обряды, в частности на мумию выливали специальную смесь ароматических масел.
Другой метод бальзамирования заключался в том, что в тело вводили кедровое масло.Для беднейших слоёв умершего обрабатывали сурьмой и солью, которые обезвоживали тело.
В повседневной жизни египтяне использовали целую систему гигиенического ухода за телом: сначала тело обмывалось водой, а затем умащалось ароматическими маслами. Считалось, что смазывание тела жирным маслом облегчает в жару самочувствие человека и тормозит обезвоживание. Этот ритуал заменял гигиенические процедуры, а его использование было регламентировано. Простые люди применяли касторовое масло, а жрецы и знать предпочитали масла и мази, сделанные на основе оливкового, миндального или кунжутного масел с добавлением мирры, душистых трав и других ароматических ингредиентов.


 Египетские жрецы, владеющие тайнами составления благовоний, свято верили в их божественную сущность и считали, что бесценного дара богов не должен касаться человек. Поэтому они с осуждением взирали на то, как Александр Македонский ублажал не только свое разгоряченное тело драгоценными каплями священных благовоний, но и использовал его для ароматизации трона и других предметов обихода. Возмущенные поведением греков, египетские жрецы решили не открывать «варварам» тайные знания о целебных свойствах растений.

 
    
Ароматические средства находили обширное применение в косметике и парфюмерии. Большим ценителем ароматических средств была Царица Клеопатра. Её любимыми растениями были: роза, ладан и лотос. Неизгладимое впечатление ей удалось оказать на Марка Антония при первой встрече: она настолько пропитала свой корабль ароматическими веществами, что задолго до её появления был, ощутим прекрасный аромат. Используемые в ароматерапии ванны получили название «ванны Клеопатры», так как царица впервые применила этот способ.
В качестве основы благовонных масел для косметических целей использовали оливковое, миндальное, кунжутное и другие масла. К ним добавляли в различных пропорциях масляные концентраты из смол, корней, трав или цветов растений, так называемые «мацераты». Мацерация являлась основным способом получения благовонных масел и ароматических веществ.
Благовония были важным предметом торговли. Арабские купцы и мореходы поставляли в Египет ладан, сандаловое дерево, древесину агаро (алое), стиракс, мускатный орех, черные перец, корицу и другие растения.


Среди лечебных средств использовали ⇔


   Кипарис – при лёгочных и нервных заболеваниях
   Тимьян – для изготовления лечебных мазей с бактерицидным действием
   Анис – при лёгочных и кишечных заболеваниях
   Ладан и ладанник – при нервных заболевания


Ароматические вещества служили одним из источников получения эстетического удовольствия. Во время многочисленных пиров рабы умащали головы гостей ароматическими маслами, весь пол был покрыт лепестками цветов, стены были увешаны гирляндами, столы были уставлены яствами, музыканты услаждали слух приятными мелодиями – всё это было направлено на получение максимального удовольствия.


Древняя Греция

Греки, также изучали целительные силы растений. Они открыли, что растительные эссенции оказывают различное действие и могут возбуждать, освежать, расслаблять, усыплять.
Гиппократ, почитаемый ныне как отец медицины, описывает в своих трудах большое количество лекарственных растений. Гиппократ развил применение трав и эфирных масел в более серьёзную науку, основывая свои рецепты на наблюдениях и диагнозах. Он считал необходимым ежедневный прием ароматических ванн и массаж и применением ароматических масел для поддержания здоровья и долголетия. Гиппократ  и его ученики применяли эфирные масла для лечения многих болезней, в том женских и для усиления мужской силы.
Для того чтобы абсорбировать из цветов и трав их целительную силу и запах, греки использовали оливковое масло, которое и тогда было в изобилии. Они ароматизировали масло и использовали его в медицинских и косметических целях. Греческие воины, идя на битву, брали с собой мазь, приготовленную из мирры, эта мазь применялась для обработки ран.
Греческий врач Диоскорид, служивший в армии Нерона, написал труд «Лекарственные вещества», где подробно описал лечебные травы. Он впервые раскрыл лечебные свойства отвара ивы для снятия боли. Этот отвар является источником аспирина. Также он был автором пятитомного труда «О вопросах врачевания», в котором описывал 500 растений – кипарис, можжевельник, майоран, мирра и другие. Им были даны рецепты снадобий, почти все знания о лекарственных травах берут своё начало от Диоскорида.

Число греческих божеств доходило до 30 000, и каждому из них полагалось совершать обязательные ритуалы – жертвоприношения ивоскуривания. Гесиод писал: «Следует также богов ублажать курением и жертвой, вечером, перед отходом ко сну, и когда поднимается солнце». При упрощённом ритуале сжигались только благовония, при этом греки приписывали благовониям божественное происхождение и считали их атрибутами богов. Никто из греков не предпринимал любого важного дела, не заручившись поддержкой бога, покровительствующего начинанию. Наиболее популярным из благовоний, используемых в ритуальных целях, был ладан.

Ароматическим маслам приписывались чудодейственные свойства, способность дарить красоту. Они часто упоминаются в мифах и легендах. По легенде Венера подарила Фаону, мореплавателю с острова Лесбос, божественную эссенцию, которая так изменила его внешность, что он стал прекраснейшим из смертных.
Благовония считались также необходимым элементом колдовства. Цирцея удерживала Одиссея на своём острове с помощью ароматических курений. Медея сварила в благовонных травах престарелого Эсона, и он превратился в цветущего юношу.

В Греции широко использовались духи на масляной основе с запахом различных цветов, самыми популярными считались с ароматы розы, ириса, нарда, майорана, ладана. Популярными были и духи из нескольких компонентов такие как «Баккарис» и «Псагд».
Благовония обильно употреблялись во время праздников, которые продолжались по нескольку дней, например, Элевсинские Мистерии, посвящённые Церере. «Посвященных», которым удавалось с достоинством их пройти, на 9-й день вводили в храм Цереры, и им описывалось место, которое их ждёт. Это был город с изумрудными стенами, окружённый каналом, заполненным благовониями, от которого поднимается благоуханный туман, окутывающий город. Таково было представление рая у греков.

Гиппократ, развивая траволечение как научный метод, утверждал: «Путь к здоровью и долголетию лежит через ванны с ароматическими маслами и массаж с благовониями, применяемые ежедневно». Когда в Афинах разразилась эпидемия чумы, он убеждал население жечь ароматические растения на углах улиц и в домах.
Другой греческий врач – Анакреон – советовал растирать благовониями грудь и область сердца, на которое приятные запахи оказывают успокаивающее действие. Упоминал он также о лечебных свойствах розы: «Всех недужных исцеляет и хранит от тленья мёртвых». Теофаст, знаменитый греческий ботаник, рекомендовал использование духов, пластырей, припарок в медицинских целях. Он открыл воздействие наружно наносимых масел на внутренние органы.
Для лечения последствий пиршеств и некоторых болезней рекомендовалось: «…сладким бальзамом оросите голову, и это лучший рецепт против любого недуга».
Благовония использовались в погребальных обрядах: в погребальный костёр бросали благовонные курения, затем в погребальную урну помещали прах, смешанный с ароматическими маслами. Гробницы было принято орошать специальным ароматическим составом и посыпать цветами. Часть благовоний оставляли в гробнице для того, чтобы умерший мог пользоваться ими и в загробной жизни.
Ароматические вещества активно применялись и в быту: продукты, одежда, даже глиняные изделия ароматизировались различными видами благовоний. Греческое вино, которое пользовалось большой популярностью, и было важным предметом торговли, часто обогащалось разными ароматическими веществами. Одним из излюбленных было вино «Миррина», в состав которого входила мирра.


Африка

На всем африканском континенте люди покрывали свою кожу ароматными маслами, тем самым защищая себя от жары и пересыхания кожи. Эта практика была распространена вплоть до берегов Средиземноморья, где атлеты смазывали свои тела ароматными маслами перед спортивными соревнованиями.


Рим

Благовония получили широкое распространение в Римской империи после завоевания Греции. Одним из признаков знатного человека были умащенные ароматическим маслом волосы.
Благовония имели также ритуальное значение и воскуривались всем божествам. Можжевельник считался одним из универсальных растений, приятным любому божеству.
Благовония и ароматические вещества были в основном привозными, и когда потребление в бытовых целях достигло такого размаха, что их не стало хватать для священнодействий, Юлий Цезарь издал закон, запрещающий торговлю «экзотикой», поступавшей из Азии и других стран. Калигула тратил на ароматические вещества огромные деньги и нежил своё истощённое излишествами тело в ароматических водах.
Особо была развита культура бань – терм. Римляне посещали термы почти ежедневно, что было хорошим средством гигиены. Они представляли собой роскошные здания с аллеями, художественными галереями, библиотеками и залами для гимнастических занятий. Самыми крупными были термы Каракаллы, которые могли одновременно вместить 2300 человек. В банях решались важные вопросы, термы были местом общения, наслаждения тела и души. Повсеместное применение нашли в термах благовония, притирания, ароматические масла.

Страстным любителем ароматов был также Нерон. На погребение своей жены Поппеи он истратил столько ароматических курений, сколько вся Аравия могла произвести за десять лет.

Римляне использовали три вида духов: твёрдые (hedysmata), на масляной основе (stymmata) и ароматическую пудру (diapasmata). Состояли духи как из одного компонента, например, роза, миндаль, нарцисс, так и из нескольких. Царские духи включали в свой состав 27 компонентов. Духи наносились на отдельные части тела, при этом на каждую часть наносили разный аромат. Духами пропитывали одежду, постель, стены домов, боевые знамёна и т.д. Одним из излюбленных запахов римлян был шафран.

Женщины в Римскую эпоху использовали большое количество эссенций, притираний и косметических средств. Они иногда делали это так, что их мужья долго не видели лица из-за различных масок и составов. Овидий в качестве косметического средства рекомендовал олибанум, полагая, что если это вещество приятно богам, то уж для смертных оно тем более полезно. Смешанный с селитрой, фенхелем, миррой, розовыми лепестками, олибанум превращался в отличное косметическое средство.

Римляне внесли немалый вклад в развитие врачевания растениями, добавив к принятым в Египте и Древней Греции традиционным ритуалам с использованием благовоний, банные процедуры и массаж. В I веке н. э. Рим импортировал около 2800 тонн ладана и 550 тонн мирры в год. И мужчины, и женщины буквально купались в благовониях, а обслуживающие их рабы назывались «косметаэ» (cosmetae). 
 Гален, врач знаменитого Марка Аврелия, очень много писал о теории лечения травами и даже разработал собственную классификацию растений, известную теперь под названием «галеновой» классификации. Кроме того, он изобрел «холодный крем», прототип нынешних мазей. После падения Западной Римской империи многие врачи перебрались в Константинополь. Труды этих врачей, получившие известность, широко переводились на иностранные языки, большая часть этих книг была собрана в медицинской библиотеке Александрии. Так античное знание попало в арабский мир.
На протяжении почти тысячи лет после падения Римской империи в Европе мир растений, наряду с остальными отраслями знаний, был предан забвению. Свирепствовала инквизиция, миллионы людей были сожжены на кострах. Люди, посмевшие заниматься врачеванием с помощью трав, безжалостно уничтожались. А вместе с ними уходили опыт и знания о растительном мире.
С падением Римской империи применение эфирных масел в Европе надолго прекратилось.


Азия

Ассирийцы поклонялись множеству богов. Для них они сооружали алтари, на которых в изобилии возжигались священные курения и ароматические смолы. Священное писание упоминает жрецов: «кадивших Ваалу, солнцу, и луне, и созвездиям, и всему воинству небесному». Геродот подробно описывает построенный в Вавилоне в честь Ваала храм. Внутри храма находилась золотая стела с изображением бога весом в восемьсот талантов. На алтаре, сделанном из массивного золота, ежегодно сжигалась тысяча талантов ладана.
Дань с покорённых народов бралась в ароматических веществах. Так Геродот сообщает, что арабы платили ежегодно дань в тысячу талантов олибанума (ладана).
Быт ассирийцев, насыщенный роскошью и утончённостью, предполагал широкое потребление ароматических веществ. Иногда это приобретало необычные формы. Царь Сарданапал часто, подобно своим жёнам, красился, и когда его свергли, избрал смерть на костре из благовонного дерева, где вместе со своими жёнами задохнулся в облаке ароматного дыма.


 Вавилон был одним из важнейших центров торговли ароматическими веществами. Притирания, эссенции, благовонные травы поставлялись в соседние страны и широко потреблялись самими вавилонянами. В период расцвета Вавилона получил распространение обычай умащать своё тело ароматическими маслами и постоянно жечь благовонные курения. Использовались различные виды косметики, духов. Вавилонские благовония ценились далеко за его пределами. Жидкие эссенции хранились во флаконах из стекла или алебастра, а притирания – в коробочках из фарфора или халцедона.
Ксенофонт описывает знатное общество: «…горды великолепными причёсками, умащены маслами ароматными».
После победы над персами и захвата нетронутого шатра царя Дария III, Александр Македонский увидел всякого рода кувшины, флаконы для притираний, сделанные из чистого золота. Когда Македонский почувствовал удивительный запах душистых трав и других благовоний он сказал: «Вот это, по-видимому, и значит царствовать».


Иудея

Древние иудеи применяли различные виды ароматических воскуриваний: «…и обонял Господь приятное благоухание…» (книга Бытия). Существовали специальные рецепты для священнодействий. Среди множества заповедей Моисей получил от Господа правила сооружения алтаря, а также приготовления ароматических масел и жертвенных курений (Исход): «Возьми ты себе самых лучших благовонных веществ: смирны самоточной пятьсот сикелей и корицы благовонной половину того и тростника благовонного 250, и кассии 500… и масла оливкового гин. И сделай из этого миро для священного помазания…».

Миро (Исх. XXX, 25, I Пар. IX, 30) — особенный состав из благовонных веществ для священного помазания. В Ветхом Завете оно по повелению Божию составлялось из смирны самоточной, корицы благовонной, тростника благовонного, кассии и елея, или оливковаго масла. И сделай из сего мира для священного помазания масть составную, искусством составляющего масти: это будет миро для священного помазания, заповедал Господь Моисею (Исх. XXX, 23-25).

Это масло использовалось для посвящения первосвященников. Его лили на голову в таком количестве, что оно стекало на бороду. Специальные составы для религиозных ритуалов запрещалось использовать в личных целях. Если кого-то замечали в нарушении этого запрета, его ждала суровая кара: «Кто сделает себе подобное, чтобы обонять курение его, тот истребится из народа своего». Возжигать курения в храме имели право только жрецы.
- Священные курения приготавливались из мирры, оникса, ладана и других ароматических веществ.
- У египтян был заимствован обычай применения ароматических масел для гигиены тела.
- В медицинских целях по специальному закону применялся очистительный ритуал для женщин: в течение 6 месяцев втиралось мирровое масло, а в дальнейшем – другие ароматические масла.
Кроме ароматических воскуриваний, порошков, притираний применялись вещества, создававшие «аромат одежды»: «Твои масти приятны для обоняния, имя твоё – мирровое масло».
Обычай бальзамирования был перенят у египтян. Его упоминание находим в Евангелии: «Пришёл Никодим (к Иисусу) и принёс состав из смирны и алоя… и так взяли они тело Иисуса и обвила его пеленами с благовониями, как обыкновенно погребают иудеи».
Благовония ценились очень высоко и служили знаком особого почтения, об этом говориться в Библии (Новый завет): «И вошедши (волхвы) в дом, увидели младенца с Марией, Матерью его, и, падши, поклонились ему, и, открывши сокровища свои принесли Ему дары: золота, ладан и смирну».
Часто благовония включались в дары царям, к примеру, царица Савская, посещая царя Соломона, преподнесла ему «такие пряности, какие никто до той поры не видел».


Ближний Восток

Магомет в основу своей религии положил наслаждение всеми чувственными удовольствиями. Благовония при этом занимали особое место, так как они приводили верующих в необходимое состояние религиозного экстаза. «Из всех вещей в мире, – говорил он, – больше всего радуют сердце дети, женщины и благовония». Среди многочисленных благовоний арабы имели пристрастие к мускусу. Описание рая в Коране позволяло узнать, какова была страсть к мускусу: «Земля в этом восхитительном месте состоит из чистейшей пшеничной муки, смешанной с шафраном и мускусом… прекрасные нимфы… позволяют забыть все горести и невзгоды… они созданы не из земной плоти, а из чистейшего мускуса». 


Арабы

На протяжении 5000-летней истории секрет извлечения эфирных масел был однажды утерян и второе изобретение способов их получения в арабских странах относится к X — XI векам н. э., причем историки считают, что отцом метода гидродистилляции является арабский ученый и врач Авиценна. Арабы долгое время держали в секрете искусство получать эфирные масла, но затем, благодаря походам крестоносцев и их длительному общению с арабами, эти секреты технологии получения эфирных масел стали достоянием Европы.
 Знаменитейший арабский врач Абу Али ибн Сина (980 - 1037), более известный как Авиценна, оставил после себя научные труды, в которых описал более 800 растений и их действие на человеческий организм. Для ароматерапии Авиценна сделал особенно много - ему приписывают изобретение процесса перегонки эфирных масел. Авиценна с помощью перегонки впервые получил розовую эссенцию.
Арабские страны стали мировым центром производства ароматических веществ и торговли ими. Сырье завозили из Египта, Индии, Китая и Тибета.


Китай

Китайские врачеватели считали, что в эфирных маслах заключены магические силы и души растений. Древние китайцы применяли эфирные масла в сочетании с акупунктурой и массажем уже тысячи лет назад.
Конфуций говорил:
«Курения изгоняют дурной запах». Курения представляло собой ароматические палочки – ван-хенг и особую бумагу – юэн-пао. Обычай предписывал утром и вечером зажигать по три курительные палочки. Курительные составы ставились у ног различных скульптур, изображавших божества и возжигались.
Благовония использовались в погребальных обрядах. Тело усопшего обмывали, умащали благовониями и одевали в лучшие одежды. Во время церемонии постоянно горели курительные палочки и ароматические спички, которые держали участники церемонии.
Китайский император Шен Нунг за 1000 лет до н.э. составил «Великий травник», в котором содержались подробные рекомендации по использованию лекарственных трав и благовоний для лечения различных недугов, при этим особое внимание уделялось акупунктуре и аромамассажу.
Китайская парфюмерия использовала ароматические масла и эссенции. К наиболее распространённым видам парфюмерии относятся духи для ароматизации одежды «Эхенг» и помада для волос «Хенг-цау». Излюбленным запахом считался мускус. Китайцы ценили не только его аромат, но и считали способным исцелить все болезни, известные в мире. Перечень ароматических веществ, почитаемых китайцами, дополняют пачули, жасмин, кедр и некоторые сорта ароматической древесины.

Конфуций пишет о значении хорошего запаха: "Твоя добродетель, как духи, которые придают красоту и удовлетворение не только твоему сердцу, но и тем, кто тебя знает".

Китайский философ Ван Вэй так пишет своему ученику: "Ароматы действуют на тебя очищающе и восстанавливающе, укрепляя твою энергетику и наполняя твои мысли спокойствием и умиротворением".
В Китае первая книга по траволечению появилась около двух тысяч лет до н. э. во время династии Чин Хань. Подобно христианским гностикам, последователи даосизма полагали, что душа растений живёт в ароматах растений. Для обозначения ароматов, благовоний и парфюмерии китайцы использовали слово «heang». Они считали, что одни и те же лекарственные препараты из растений оказывают далеко не одинаковое действие на разнообразные функции организма. При успешном лечении должна учитываться каждая мелочь, вплоть до того, в какой последовательности нужно смешивать растения. Прописывая больному лекарства, во внимание принималось и время суток, когда в организме человека с помощью лекарства может быть достигнуто благоприятное для больного равновесие между «инь» и «ян». «Запах – всегда лекарство», – говорили китайцы, поэтому благовония дополняли другие виды лечения: акупунктуру, массаж, лекарственные травы. Считалось, что можно предотвратить болезни, используя пахучие растения, воскурения, плоды аниса, камфору, корицу, гвоздику и мускус. В домах знати была специальная акушерская комната, где во время родов жгли полынь, чтобы добиться милости богов и помочь роженице и ребёнку расслабиться.


Индия

Лекарственные растения Индии были известны во всей Азии и наконец вошли в медицинские рецепты Запада. Мята, эвкалипт, лаванда, гвоздика, сандал и герань составляют стандартный арсенал ароматерапии.
Природа щедро одарила эту страну ароматическими растениями. Поэтому в индийской культуре благовония нашли своё повсеместное применение. Особую роль играли ритуальные возжигания священного костра из сортов благовонного дерева в честь богов Брахма, Шива, и Вишну. Таким способом индийцы получали покровительство богов. Индийская мифология насчитывает пять небес, в которых боги наслаждаются благоуханием. Индийский бог любви Кама был вооружён 5-ю стрелами соответствующим 5-ти органам чувств, посредством которых любовь может поразить сердце. Сами стрелы увенчаны цветками. Храмы с древнейших времён строили из сандалового дерева, обильно украшали цветами, внутри храма постоянно горели курительные палочки. Ритуальные красители, которые наносились на тело, всегда ароматизировались сандалом и другими благовониями. Во время празднества, посвящённого Кришне, над толпой верующих разбрызгивалась смесь из ароматического порошка и розовой воды.
Использование священных благовоний в быту не возбранялось, а находило широкое применение. Наряду с другими благовониями применяли ароматические порошки, например «абир», состоящий из сандала, алое, розы, камфоры и других компонентов. Индийцы использовали пастилки, ароматические мази для натирания, в состав которых входили: бензой, роза, жасмин и алое. Некоторые из ароматических препаратов кроме косметического обладали целебным действием: мазь из ветивера или кус-куса была хорошим средством от лихорадки. Индийские женщины для смягчения смазывали волосы специальным ароматическим маслом.

В Индии считают, что ароматы раскрывают душу и настраивают ум. При строительстве храмов, например, в раствор добавляли, согласно тайным рецептам, эфирные масла, что не только способствовало дезинфекции воздуха в помещении, но и создавало атмосферу прохлады, располагая к покою, раздумьям и медитации.

В индийской медицинской системе аюрведе традиционно применяли различные препараты из трав, лекарственных и эфирных масел, пряностей. При этом эфирные масла использовались для энергетической балансировки дош человека в зависимости от несущих качеств: согревающих или охлаждающих, сушащих или увлажняющих. 
Аюрведическая система — один из старейших методов лечения болезней с использованием растений. Однако, прежде всего, это философская система, в которой прием растения сопровождался физическими упражнениями и духовной медитацией с целью достижения гармонии между физическим и духовным началом.

Открытие розового масла

Один индийский раджа устроил пышные торжества в честь бракосочетания своей дочери. Готовясь к празднику, он приказал наполнить розовыми лепестками ров с водой, ведущий в его замок. Когда праздник окончился, люди заметили, что вода покрылась пленкой розовой эссенции. Так началось производство эфирного масла розы, которое до сих пор занимает важное место в промышленности Болгарии, Румынии, Турции и Индии.
В Древней Индии наука об использовании лекарственных трав и ароматических веществ стала важной частью философии врачевания. Применялись и свежие травы, и чаи из сухих трав, и смеси порошков из свежих или сухих растений (нередко из этих порошков вручную делали пилюли, добавляя свежий растительный сок). Древний метод экстракции эфирных масел заключался в измельчении и растирании свежей или сухой травы с последующим отжимом масла.
Искусство перегонки с паром в керамическом или глиняном дистилляторе, развившееся три-четыре тысячи лет назад, практикуется по сей день.


Древний Вавилон

Ароматические масла специально добавляли в строительные материалы, из которых воздвигались храмы. За 600 лет до н.э. вавилонские купцы поставляли благовония в склянках, алебастровых и фарфоровых баночках на римский и греческий рынки, а около 500 лет до н.э. в Коринфе существовала фабрика благовоний. Благовония в форме масел, мазей смол и "корней" были символами богатства и являлись одним из ценнейших подарков.
Вавилон был одним из важнейших центров торговли ароматическими веществами. Притирания, эссенции, благовонные травы поставлялись в соседние страны и широко потреблялись самими вавилонянами. В период расцвета Вавилона получил распространение обычай умащать своё тело ароматическими маслами и постоянно жечь благовонные курения. Использовались различные виды косметики, духов. Вавилонские благовония ценились далеко за его пределами. Жидкие эссенции хранились во флаконах из стекла или алебастра, а притирания – в коробочках из фарфора или халцедона.


Япония

Восточная страна, где всегда предавали огромное значение ароматам !


Многие японские обычаи использования ароматических веществ похожи на китайские. В храмах идомах жгли ароматическое дерево – «джинко». Ароматические вещества, применяемые в Японии,представляли собой специальную помаду из масла и воска, которую наносили на тело – «ниоябра»; «джинко» – ароматическое дерево, которое жгли в храмах и частных домах; «хамигаки» – зубной порошок из морских раковин и душистых трав. Погребальные традиции предусматривали сжигание на костре из благовонной древесины, в который добавляли ароматические масла и древесину алое. 
Японцы не любят кричащих запахов, отдавая предпочтение тем, которые наиболее естественные и предают свою силу человеку. Ароматы используются в традиционной бочковой- бане «Ясураги» и в специальных лечебных комнатах с воскуренными аромамаслами. С древних времён эфирные масла очень популярны в Японии и используются как натуральные  афродизиаки.


 Кодо — искусство воскурения благовоний и эстетического отношения к запахам в Японии, основанного на законах красоты, — уже более 1000 лет. Еще в эпоху Хэйан (794-1185), которая отличалась высоким развитием придворной культуры, аристократы месяцами осваивали секреты соединения благовонных веществ, чтобы принять затем участие в специальных состязаниях на вечерах при императорском дворе.


Австралия 

Аборигены использовали листья "чайного дерева". Они были очень хорошо осведомлены об удивительных лечебных свойствах этого растения, произраставшего в болотистых районах их родины. Для использования этих свойств измельченные листья толстым слоем накладывали на раны и покрывали теплым илом. Таким образом обрабатывались порезы, раны и все типы кожных инфекций. Масло чайного дерева столетиями оставалось популярным и повсеместно признанным естественным антисептиком. Области применения масла чайного дерева очень обширны и многообразны.


Русь 

На Руси ароматические масла изготавливались в царской аптеке, рецепты их держались в тайне.
Лечение запахами было традиционным и в Древней Руси. Устраивали так называемое «чепучинское сиденье». Маленькая деревянная камера (чепучина), насыщенная ароматами распаренных трав, помогала избавиться от многих болезней. Граф Воронцов во время эпидемии чумы приказывал окуривать полынью избы и скотные дворы. Благодаря этим мерам в Таврической губернии удалось остановить распространение смертельно опасной болезни. 
Искусство врачевания растениями в России также имеет свои давние традиции, передаваемые устно, из поколения в поколение. Зачастую травников побаивались, наделяя их магическими способностями. Данных о развитии траволечения на территории древней Руси сохранилось мало.
У скифов, обитавших в Северном Причерноморье на территории от Днепра до Дона (VII—I века н. э.), в лечебной практике с успехом применяли разнообразные растения. Плиний Старший отмечал, что скифские лекарственные растения использовались как прекрасное лечебное средство не только на родине, но и далеко за её пределами — в Греции и Италии. О распространениискифских лекарственных растений свидетельствуют также писатели и философы древности Геродот, Аристотель, Катон Старший, Плавт.
«Скифские женщины растирают на шероховатом камне куски кипариса, кедра и ладана, подливая воду. Затем полученным от растирания тестом обмазывают все свое тело и лицо. От этого тело приобретает приятный запах, а когда на следующий день смывают намазанный слой, оно становится чистым и блестит». 
«Взяв конопляное семя, скифы подлезают под войлочную юрту и затем бросают его на раскаленные камни. От этого поднимается такой сильный дым и пар, что никакая эллинская паровая баня не сравнится с такой баней. Наслаждаясь ею, скифы громко вопят от удовольствия»[15]. Опыт скифов унаследовали жители Киевской, а затем и Московской Руси.


 В IX—X веках в Киевскую Русь стали постепенно проникать сведения о лекарственных свойствах трав. В основном они исходили из Византии. Первым официальным врачом на Руси был грек Моанн Смер (1053—1125), которого пригласил Владимир Мономах. Травы везли из Константинополя (Царьграда) и из Генуэзских колоний в Крыму. В XI веке лечение травами перешло в рукимонахов, которые стали организовывать сбор и обработку трав. В это время появляются письменные труды с описанием накопленного опыта — травники и зелийники, копии которых во множестве распространялись в народе. 
В XIII—XV веках во времена монголо-татарского нашествия почти все ранние рукописи по медицине погибли. Лишь после свержения монголо-татарского ига вновь установилась связь между Русью и западноевропейскими странами. В Москве при Иване IV в 1581 году. открылась первая аптека для обслуживания царского двора, работа которой строилась по западноевропейскому образцу. Тогда же, в 1581 году была открыта «Аптекарская изба», которая, исповедовала исконно русскую народную медицину. 
В правление Бориса Годунова «Аптекарская изба» была преобразована в «Обтекарьский приказ», куда входили сушильни, склады, аптеки и другие подсобные помещения. В эти годы на Руси начинает появляться все больше медицинской литературы. Особо хочется выделить так называемые вертограды («вертоград» — означает «сад», «цветник», «огород»). Ветроградами называли переводы книг западноевропейских авторов о применении лекарственных растений. Они оставались очень популярными вплоть до XIX века. 
В XIX веке использование лечебных растений в медицинских учреждениях России значительно сократилось в связи с успехами химии, позволившей выделять и применять высокоактивные лечебные препараты, получаемые из растительного сырья. Однако многие русские ученые не прекращали исследование растений и их использование с лечебной целью.


Россия

Первая российская крупная фабрика по производству туалетного мыла, духов, пудры и других косметических изделий была открыта в 1843 г. французом Альфонсом Ралле. В настоящее время это известная парфюмерно-косметическая фабрика «Свобода». Среди исследователей следует отметить Д.М. Российского, доктора медицины Московского медицинского института. В его книге «К фармакологии эфирных масел» (1919 г.) описаны фармакологические эффекты и действие эфирных масел ромашки, аниса, эвкалипта, гвоздики, укропа и некоторых других. Описаны их лечебные и токсические эффекты. Б.П. Токин исследовал и описал бактерицидные свойства растений и предложил термин «фитонциды». Его исследования изложены в книге «Бактерициды растительного происхождения (фитонциды)» (1939 г). 

Крым

Также исследованием эфирных масел занимается Крымский медицинский университет имени С.И. Георгиевского и Крымский НИИ физических методов лечения и медицинской климатологии имени И.М. Сеченова. 
На протяжении почти полувека в СССР серьёзно исследовались фитонциды растений, растительные антибиотики и эфирные масла. Позже пропаганде ароматерапевтических идей способствовал профессор Вячеслав Николаевский, энтузиаст широкого применения эфирных масел в качестве биорегуляторов, в том числе в пульмонологии и на вредных производствах.

В СССР были защищены десятки кандидатских и докторских диссертаций, получены ценные сведения о механизмах действия летучих ароматных веществ на человека и на микроорганизмы; наконец, было создано множество эффективных препаратов — в их числе известные всем «Ингалипт», «Каметон», «Камфомен», «Пропосол». Тем не менее, номенклатура доступных эфирных масел была ограничена тремя-пятью наименованиями, производимыми из отечественного сырья. А для создания широкой научно-практической базы требовался гораздо более широкий спектр, который мог быть обеспечен только импортом.
В настоящее время ароматерапия в России переживает время упадка в плане проведения исследовательских работ. Однако она широко используется в повседневной жизни на уровне массового использования без каких-либо серьёзных научных подходов и учёта мировых достижений в области ароматерапии. Этот процесс никак не контролируется государством, что может привести к серьёзным проблемам со здоровьем, так как  метод ароматерапии оказывает серьёзное воздействие на все системы организма в целом, в том числе  на психику, биоэнергетику, психологические аспекты.


Европа

В XII столетии стали известны восточные благовония, т. е. эфирные масла. Стало развиваться парфюмерное искусство. Крестоносцы привезли в Европу не только благовония, но и знания об их приготовлении. Так как европейцам были неизвестны ароматические смолистые деревья Востока, они начали использовать лаванду, розмарин, чабрец и другие средиземноморские растения. Средневековые рукописи содержат различные рецепты приготовления ароматных масел. С изобретением книгопечатания рецепты были опубликованы в специальных книгах, описывавших растения. Домохозяйки сами изготавливали лекарства, лавандовые и травяные подушечки для собственного употребления, сложные смеси приобретались в аптеках.  
Было принято, появляясь в общественных местах, иметь шарики или маленькие букеты, ароматизированные эфирными маслами, чтобы оградить себя от заразных болезней, прежде всего от чумы. Подобные обычаи часто объявляли суеверием, но сейчас, используя современные знания науки, мы можем сказать, что это было не лишено смысла: известно, что многие из использовавшихся при этом растений обладают сильным дезинфицирующим действием, убивая бактерии и даже вирусы. Другие растения отпугивают блох, вшей и мух, служащих переносчиками инфекции.
Во время Великой Чумы каждые 12 часов жгли ароматические костры. Великий предсказатель Нострадамус изготавливал из ароматических масел, в основном масел розы, противочумные таблетки, которые спасли много людей.
У скандинавских народов был обычай усыпать пол ветками можжевельника для создания благоухающей атмосферы, профилактики болезней, борьбы с блохами и вшами. После падения Римской империи многие достижения культуры были утеряны, нищета населения, феодальная раздробленность, натуральное хозяйство отбросило Европу на много лет назад. Крестовые походы(10-12 века н.э.) на Ближний Восток «для освобождения гроба Господня» познакомили завоевателей с культурой применения ароматических веществ. Европейцы узнали, что такое лимоны, розовая вода, пряности.
Центрами просвещения в это время являлись монастыри, где накапливались знания о лечебных свойствах растений, медицине.
В 14 веке, когда эпидемия чумы распространилась в Европе, существовало несколько способов избежать заражения: на груди носили ароматические шарики, в домах и на улицах жгли ароматические травы. Костюм врача той эпохи представлял собой длинный плащ, на голове – широкополая шляпа, на лицо надета маска с клювом, в котором находились ароматические травы, на груди висела кадильница с горящими благовониями. Существовала легенда о вине «четырёх разбойников». Разбойники долгое время грабили дома умерших от чумы, при этом никто не заразился, и когда их поймали, оказалось, что они постоянно пили определённое вино. В обмен на рецепт вина, которое они употребляли, их помиловали. Рецепт вина включал эфирные масла: розмарина, лаванды, сосны, мяты и другие. Удивителен тот факт, что процент парфюмеров, выживших в то время, был очень высок.

Среди знати в 14-17 веках существовала мода на составление парфюмерных композиций. Каждый уважающий себя вельможа составлял свой «рецепт». Часто они были не только духами, но и косметикой, «дарующей «вечную молодость», средством от всех болезней. В 1370 г. была получена«вода королевы Венгрии». По легенде престарелая королева получила этот рецепт от отшельника и, благодаря употреблению этой воды, семидесятидвухлетняя королева так похорошела, что стала походить на молодую красавицу, и на ней женился король Польский. В рецепт «воды королевы Венгрии» в качестве основных компонентов входили эфирные масла розмарина, сосны, лаванды, мяты, скипидар и спирт. Вода было внесена в Лондонскую фармакопею (1683 г.), где ей приписывали около ста лечебных свойств.
Практикующие врачи носили при себе коробочку с ароматическими веществами, которую подносили к носу и вдыхали каждый раз, когда общались с заразными больными.
Одной из причин для начала эпохи Великих географических открытий было повышение спроса на благовония, пряности, восточную косметику, которую приходилось доставлять с большими торговыми пошлинами через Египет. Именно за золотом, благовониями и пряностями плыли в Индию и Китай Колумб, Магеллан и другие мореплаватели. Пряности и благовония были ценным платёжным средством. Когда Магеллан вернулся в Севилью с Молуккских островов, груз перца и гвоздики окупил все затраты на экспедицию, включая стоимость трёх погибших кораблей.

Спрос на парфюмерию возрастал всё больше. Профессия парфюмера появилась в Европе в 11 веке. Чтобы стать мастером-парфюмером, нужно было четыре года прослужить учеником и три – подмастерьем.
Первый настоящий одеколон создал уроженец Милана Иоганн Мария Фарина, он был выпущен в Кёльне в 1709 г. и получил название «Кёльнская вода». Вода получила огромную популярность, ароматическая составляющая включала эссенции из цветов, листьев, кожуры горького апельсина и других цитрусовых.
В 17 веке на юге Франции возникли центры парфюмерии – города Грасс, Ницца, Канны. Здесь не только перерабатывались привозимые растения – пачули, нард, ветиверия, сандал, ваниль и другие, но и выращивались эфиромасличные растения: лаванда, жасмин, роза. К 18-19 веку парфюмерия во Франции достигла большого расцвета. Ежегодно вывозилось парфюмерных товаров на сумму более 30 миллионов франков. Производство духов, косметики, мыла и других туалетных принадлежностей было высоко развито в Париже и Лондоне, которые считались парфюмерными столицами.

XV в. стал веком славы великих европейских парфюмеров: их продукцию широко использовали для маскировки неприятных запахов и отпугивания болезней. В XVII в. узнали о способности некоторых ароматических веществ вызывать сексуальное возбуждение, а в работах таких известных травников, как Калпепер, отмечено целебное действие ароматических масел, что стало основой современной ароматерапии. 
Химик Фридрих Хоффман (1660—1742) исследовал естественные структуры эфирных масел и минеральные воды нескольких курортов. В XVIII и XIX столетиях химики выделили из растений такие вещества, как морфий, хинин, кофеин и атропин.
В странах Западной Европы после выхода в свет в 18 веке капитального труда французского клинициста Клемена Жозева Тиссо «Медицинская и хирургическая гимнастика», практически все специалисты по траволечению стали применять эфирные масла для лечебного массажа.
С развитием технического прогресса в XIX веке началось создание синтетических лекарственных препаратов нового поколения и популярность лечения травами пошла на убыль. В косметике и парфюмерии стали применять более дешевые искусственные аналоги.

Интерес к ароматическим веществам вновь открыл французский химик Рене Гаттефос. Однажды, работая в лаборатории, он получил сильный химический ожог руки и интуитивно опустил её в сосуд с лавандовым маслом. К его удивлению ожог быстро зажил без заражения и шрама. Гаттефос заинтересовался лечебными свойствами эфирных масел. Во время первой мировой войны он применял эфирные масла для лечения пациентов военных госпиталей. Свои исследования он опубликовал в книге «Aromatherapia» (1937 г.).
Его продолжателем стал французский врач Жан Вальне, который расширил исследования и стал использовать эфирные масла для лечения травм, ранений, дезинфекции, снятия спазмов. Его книга «Ароматерапия» (1965 г.) является одним из лучших трудов по применению эфирных масел.
Австралийский химик Пенфолд и другие учёные изучили свойства масла чайного дерева и открыли его высокую антимикробную способность. После этого исследования в аптечку для английских солдат стало входить масло чайного дерева.
В Италии Джованни Гатти, Ренато Кайола, Паоло Ровести открыли психотерапевтический эффект жасминового, лимонного и лавандового эфирных масел. В качестве механизма воздействия предполагалось, что запахи могут высвободить подавленные, скрытые эмоции, травматические переживания.
Маргарет Маури (1895 – 1964 гг.) положила начало распространению ароматерапии в Англии. Она предложила смешивать эфирные масла и жирные масла для массажа и косметических процедур. Свои знания она изложила в книге «Секрет жизни и молодости». 
 Так началось развитие современной ароматерапии во Франции, затем в Англии, а теперь и во всем мире.
Работы Рене-Мориса продолжил доктор Жан Вальне. Во время второй мировой войны он применял при лечении ран ароматические масла и обнаружил их антисептическое и регенерирующее действие.
Маргарет Маури в книге «Тайны жизни и молодости», оказавшей большое влияние на современников, предложила применять ароматерапию в косметической терапии и для ухода за телом.

Наибольшее развитие использования ароматических веществ сегодня наблюдается в Европе, США, Австралии. Здесь, помимо рекомендаций врачей по применению эфирных масел, распространено повсеместное использование ароматических веществ, растений, эфирных масел в магазинах, офисах, на производстве.
Ароматерапия - это одно из популярнейших и быстро развивающихся в мире направлений безмедикаментозной медицины. В таких  странах, как Англия, Германия, Франция, Япония, Швейцария, Австрия, методы ароматерапии применяются практически при всех заболеваниях: нервно-психических, бронхолегочных, мышечно-суставных, гинекологических, дерматологических, инфекционных и т.д. 

► Косметика & ароматы на заказ ► Консультация специалиста ► Ароматерапия ► Услуги