Красота, здоровье, качество!


Виды Восточной медицины

Восточная, тибетская и китайская медицина – в чем отличия ?

Для многих людей эти понятия кажутся одинаковыми. И в самом  деле, их объединяют общие принципы, подходы к болезням и лечению, методы  профилактики, но тем не менее есть и различия. Они состоят  в следующем:

Восточная медицина - это наиболее емкое понятие, она включает японскую, корейскую, индийскую, тибетскую, китайскую и многие другие «азиатские» виды медицины. Она  возникла в третьем тысячелетии до н. э. На основе ее  появились традиционная вьетнамская, традиционная тибетская, традиционная корейская и другие национальные медицины. Во всех этих странах восточная медицина непрерывно развивалась на основе древних традиций и вышла на совершенно новый уровень – она базируется на последних научных исследованиях и использует самые современные технологии.
Ныне традиционная восточная медицина стала доступной всему человечеству, она интегрировалась с западной и дополняет ее уникальными методами лечения болевых синдромов, неврологических расстройств, болезней цивилизации (депрессии, неврозов, бессонницы, синдрома хронической усталости, большинства хронических заболеваний), а также методами реабилитации после тяжелых заболеваний.

Восточная медицина является наиболее эффективной системой профилактики и оздоровления.

Тибетская медицина является составной частью восточной медицины, включает китайскую и индийскую медицину. Интересна легенда ее возникновения. « Давным-давно, в 7-м веке нашей эры,  жил храбрый и богатый принц. Он взял в жены двух принцесс- китайскую и непальскую. Каждая из них явилась ко двору со своим врачом. А у принца был свой мудрец – из Персии. Вот эти три великих эскулапа и написали универсальный труд, основавший тибетскую медицину. Великую книгу назвали “Оружие бесстрашия”». «Оружие бесстрашия» в течение нескольких веков было основным медицинским руководством. Тибетская медицина, идущая от этих текстов, получила название «старая медицинская школа». Тон в ней задавали все-таки китайцы.

Индия стала родиной аюрведы – (с санскрита переводится как «знание о долголетии», или «наука жизни»), традиционной индийской медицины, основанной на системе ведических философских представлений о природе и человеке. Цель аюрведы – баланс тела, ума и души, который достигается определенной системой питания, медитацией, специальными процедурами.

Китайская медицина - это составная часть тибетской медицины и восточной медицины. Китайская медицина базируется на  древней философии и основана на учении о циркуляции жизненной энергии «ЦИ» по специальным каналам внутри человека (меридианам) и о биологически активных точках на поверхности его тела (их насчитывается более тысячи).
Эта теория стала основой всех методов лечения и оздоровления восточной медицины – акупунктуры (иглорефлексотерапии), массажа, дыхательной гимнастики, правильного питания и образа жизни. Китайская медицина, как искусство врачевания в Древнем Китае и в других восточноазиатских странах, включала в себя и знания о множестве лекарственных средств растительного и животного происхождения . Эти лекарственные средства содержат  биологически активные вещества, которые могут регулировать жизненную энергию и восстанавливать внутреннюю гармонию. Одним из великих достижений врачей Древнего Китая стало представление о круговом движении крови и диагностика заболеваний по пульсу.

   

Методы китайской медицины

Китайская медицина одним из признаков здоровья считает беспрепятственную циркуляцию энергии ци. Любая блокировка, застой энергии способствует развитию заболеваний. Восстановить нарушенную циркуляцию возможно различными методами. Но наиболее опасным для здоровья является истощение, дефицит энергии ци, восполнить которую значительно сложнее. Следовательно, надо всячески беречь первоначальный уровень ци и начинать лечение как можно раньше, пока не истощены защитная и наследственная ци организма человека и болезнь (патологическое начало) не проникла с поверхности тела во внутренние органы.

Рассмотрим основные методы лечения китайской медицины.

Древние врачи считали, что болезнь возникает в результате нарушения нормальных взаимосвязей как в самом организме, так и между организмом человека и природой, ведь человек всегда считался неотъемлемой частью природы. Одной из наиболее важных  связей человека с окружающим миром  является пища. С незапамятных времен врачи заметили, что от того, насколько сбалансировано питание человека, зависит его здоровье.

Правильное  питание, или диетотерапия, стала одним из древнейших методов исцеления. Это справедливо относится не только к китайской или восточной медицине, но и к европейской, так как известно утверждение ее основоположника древнегреческого врача Гиппократа: “Лекарство должно быть едой, а еда – лекарством”. Разумное отношение к выбору пищи, благожелательный настрой в процессах приготовления и потребления – залог профилактики заболеваний и успешного излечения при помощи пищи.

Метод лечения заболеваний с использованием активных точек на меридианах называется  акупунктура или иглорефлексотерапия. Она, как немедикаментозный метод лечения, является незаменимым средством для  больных  с проявлениями аллергических реакций и непереносимости лекарственных средств. 

Акупунктура нормализует функции нервной системы (как центральной, так и вегетативной): успокаивает и  нормализует  тонус  и функции  органов, обмен веществ (в том числе нормализация веса тела), повышает сопротивляемость  организма к инфекционным и другим заболеваниям, а также приводит  в норму функции других систем.

Традиционная восточная рефлексотерапия является симптоматическим методом, при котором лечение направлено, прежде всего, на нормализацию нарушенных функций заболевшего органа. При этом главным является обеспечение гармонии энергии в организме и стимуляция защитных сил.

Иглоукалывание  не имеет прямых противопоказаний. Искусству  иглоукалывания обучали годами, и врач, обладающий им в совершенстве, считался да и сейчас считается  великим врачом.

ЦИГУН - уникальный метод китайской медицины. Это  китайская лечебная гимнастика,  которая позволяет человеку избавиться от многих болезней и достичь гармонии духа и тела, является залогом долголетия. Гимнастика цигун служит не только для оздоровления , но позволяет активизировать все внутренние ресурсы человеческого организма. С помощью медленных, плавных движений, концентрации внимания и определенных приемов дыхания осуществляется регуляция внешней и внутренней энергии ци и ее преобразование. В итоге происходит восстановление биоэнергетического потенциала человека и повышение энергоресурсов его организма.

Вакуум-терапия - древний метод лечения, доступный в применении, безопасный в эксплуатации и эффективный в лечении. Принцип вакуум-терапии основан на воздействии вакуумными банками различной величины и объема на биологически активные точки и зоны организма. Это повышает иммунитет, нормализует капиллярный кровоток, тканевое дыхание и способствует стимуляции выделительной системы.  По правде говоря, когда я наблюдала, как китайский врач ставит банки объемом около трех литров, мне становилось не по себе, но пациенты при этом чувствовали себя прекрасно!

Один из эффективных лечебных методов, используемых в китайской медицине, – это специфический вид массажа – туйна, самый  древний способ лечения руками. Он используется не только с  целью предотвращения заболевания, но, главным образом, для оказания больным реанимационной помощи там, где медикаментозные средства бессильны. Этот метод массажа представляет собой механическое воздействие на организм человека, которое вызывает деформацию кожи и изменяет напряжение мышц. Занятия восточным массажем туйна учат перераспределять жизненную энергию, приводя в сбалансированное состояние инь и ян, увеличивают физические и интеллектуальные возможности человека. Этот метод прекрасно сочетается с другими видами китайской терапии.

Фитотерапия, включает в себя ароматерапию,  как и другие древние методы лечения, опирается на основные теоретические положения китайской медицины. Интерес к травам и другому растительному лекарственному сырью возрос особенно в последнее время из-за развития побочного действия и аллергических реакций при использовании химиопрепаратов. При выборе конкретного рецепта для лечения тех или иных симптомов и синдромов болезней необходимо учитывать особенности и характеристику растения (теплота, холод, вкус, цвет), которые являются выражением иньского или янского характера: инь-болезни лечат ян-травами, ян-болезни – инь-растениями. Как правило, рецепты сбалансированы и по пяти первоэлементам: огонь, земля, металл, вода и деревою

Один из древних китайских методов лечения – металлотерапия. Если иглорефлексотерапия достаточно давно известна и довольно широко применяется в России и Европе, то этот метод делает у нас первые шаги. Он приводит к восстановлению общего баланса энергии организма и исчезновению симптомов патологического процесса. Область стопы является наиболее эффективной зоной для лечения внутренних болезней и патологических состояний с помощью металлов.

Аппликация металлов на стопу и на другие активные зоны тела может служить как самостоятельным методом лечения, так и великолепно дополнить другие приемы восточной медицины. Важным его преимуществом является сокращение объема медикаментозной терапии, что ведет к уменьшению побочных явлений. Это достигается за счет дешевых и нетрудоемких средств физического воздействия, не требующих сложного оборудования.

К принципам древневосточной терапии также относятся лечение одной и той же болезни разными методами или разных болезней одним методом; лечение с учетом индивидуальных особенностей больного. Обязательным требованием является строго индивидуальный подход при назначении лечения.

Для полноты картины использования разных методов китайской медицины надо добавить, что прямыми противопоказаниями для их применения являются: острые лихорадочные заболевания неясной этиологии; алкогольное или наркотическое опьянение; острые инфекционные заболевания. Относительными противопоказаниями можно считать непринятие больным лечебной процедуры или отрицательное отношение к личности врача, а также грудной и старческий возрасты.

Китайская медицина всегда главное значение придавала профилактике заболеваний. На основе тысячелетнего опыта было установлено, что каждый человек имеет склонность к некоторым заболеваниям, определяемым в зависимости от времени его рождения (диагностика по УСИН, об этом я расскажу в следующих статьях).

Целостность подхода китайской медицины проявляется в стремлении воздействовать на организм человека наиболее комплексным способом, учитывая как можно большее количество связей.

Применение методов лечения китайской медицины на протяжении нескольких тысячелетий доказали ее неоспоримую эффективность!

 В чем суть китайской медицины ?

 

В китайской медицине слились как естественнонаучные наблюдения, так и философские этические начала. Нравственное самосовершенствование человека считалось необходимым компонентом сохранения здоровья как духовного, так и телесного, которые, кстати, в представлениях китайцев не имели такого резкого противопоставления, как у европейцев.

Существенным признаком китайского мышления является исключительное значение символов и символических действий не только в философии, науке, культуре, но и в обыденной жизни. Поэтому, познавая эти представления и понятия, надо учитывать их более всеобъемлющий характер по сравнению с представлениями и понятиями европейской цивилизации.

В первых философских трактатах (“И цзин” – “Книге перемен” и “Шу цзин” – “Книге истории”) были сформулированы все основные положения о противоборствующих в единстве силах ИНЬ-ЯН, об энергии ЦИ, о “великом пределе ТАЙЦЗИ, учение о пяти перво-стихиях и пяти движениях У СИН. Сформировавшиеся в середине первого тысячелетия до Рождества Христова, они стали основой китайской медицины.

По всей вероятности, философские положения китайских мыслителей сложились в результате наблюдений не только над окружающей природой, но и над функциями человеческого организма, его строением, что в результате привело к возникновению весьма цельной и стройной философской концепции, соединяющей макро- и микрокосм. Успешность применения методов лечения, основанных на этих идеях, подтверждает ее обоснованность.

Созерцание непрерывно меняющихся природных явлений привело древнейших китайских мыслителей к установлению основного принципа бытия и движения в мире – постоянного действия двух противоборствующих и в то же время неразрывно связанных свойств, или начал – ИНЬ и ЯН. Исходное значение иероглифов, которыми обозначались эти понятия – темная и светлая стороны горы. Мрак, холод, влага, смерть, женское – это свойства ИНЬ. Свет, тепло, огонь, рождение – ЯН.

Они возникли как качества первоначально единой энергии ЦИ(или ЧИ). Это произошло под действием первоматерии ТАЙЦЗИ (буквальное значение -”великий предел”). В результате сгущения ЦИ произошло разделение на светлые, легкие и чистые ЯН-ЦИ, поднявшиеся вверх и образовавшие небо, и мутные, тяжелые, грязные ИНЬ-ЦИ, опустившиеся вниз и образовавшие землю. Равновесное взаимодействие ИНЬ и ЯН определяет порядок мироздания, природы, государства, семьи, человека и так далее.

Противоборство ИНЬ и ЯН рождает все движение в мире и пять первоначал (или первостихий, первоэлементов): ВОДУ, ОГОНЬ, ДЕРЕВО, ЗЕМЛЮ И МЕТАЛЛ. “Небо создало пять первоначал, и народ пользуется ими всеми. Стоит упразднить одно, и жизнь станет невозможна” (из трактата “Цзочжуань”). Эти пять первостихий являются основой всех вещей и последовательными состояниями природы. Между всеми первоначалами существуют связи, взаимозависимости и все соотносится с окружающей средой, течением времени и космическими влияниями.

Первоэлементы одновременно и взаимопорождают, и взаимо-преодолевают (контролируют) друг друга. Взаимное созидание основано на природных свойствах первоначал: вода порождает и питает дерево (для роста дерева необходима вода); дерево, сгорая, порождает и питает огонь; огонь порождает и питает землю (пепел); земля порождает металл (так как металл получают из недр земных); металл порождает воду (при расплавлении превращается в жидкость) и так далее, – все взаимные порождения замкнуты в бесконечность, в кольцо .

Каждый первоэлемент одновременно является и “матерью”, и “сыном”, он и рождается и подпитывается, и сам рождает и питает. Так раскрываются прямые и косвенные связи мироздания. Однако для равновесия сущего мира должны быть и обратные связи. Таковыми являются взаимное угнетение, взаимный контроль или управление первоначал. Вода управляет (тушит) огнем, огонь управляет (расплавляет) металлом, металл управляет (разрушает) деревом; дерево управляет (разрушает корнями) землей; земля управляет (впитывает) водой.

Такие отношения называются в китайских трактатах “дед” – “внук”. Единство взаимопротивоположных начал инь-ян, строгая закономерность их чередования и смены составляют универсальный закон бытия. При этом важной категорией китайской философии является взаимодополнение. ИНЬ и ЯН не только противоборствуют, но и взаимодополняют друг друга. Именно взаимодополнение есть источник бытия.

Инь следует дополнять Ян и наоборот – для поддержания существования. Если же к инь добавлять инь и к ян добавлять ян, то есть к подобному добавлять подобное же, нарушается их гармония, что ведет к гибели. Взаимодополнение является универсальной категорией и основой принципа лечения китайской медицины – правила БУ-СЕ (буквальный перевод “прибавить-отнять”).

Инь-ян проявляются в любом субстрате, вещи, процессе, явлении: в мужском и женском началах, в свете и тьме, в дне и ночи, жаре и холоде, солнце и луне и так далее. Чередование инь и ян задает цикличность всех процессов в природе. Если последовательность ци в природе нарушается, то происходят катастрофы: извержения вулканов, землетрясения, наводнения или засухи. Если последовательность ци в организме человека не соблюдена, то возникают болезни.

Из таких философских представлений складывается понятие единого целого, обнимающего всю Вселенную и человека. Человек рассматривается как мир в миниатюре, отражение макрокосмоса, Вселенной и состоит из пяти первоэлементов, попадающих в организм с пищей. Отражением этой органической целостности являются пять полых и пять плотных органов. Они взаимодействуют между собой и с окружающей средой, и каждый орган соответствует определенному первоначалу . В этой единой системе все взаимосвязано и взаимно зависимо, все части макрокосмоса (Вселенной) и микрокосмоса (человека) имеют общую функциональную структуру.

Пять первоначал стали основой для учения У СИН (буквальное значение – “пять элементов, пять движений”). Древневосточные врачи применяли учение у син к проявлениям жизнедеятельности человеческого организма и для упорядочения отношений человека и природы. В книге “Шаншу да-цюань” говорится: “Вода и огонь относятся к жизненно необходимому, к еде и питью, в которых нуждается народ. Металл и дерево существуют для развлечений и производства. Земля является источником всех вещей и служит на пользу человека”. Концепция У СИН является основой для диагностики и лечения, а также для рекомендаций по предупреждению болезней.

Главным практическим выводом из учения у син является признание неразрывной связи всех пяти первоэлементов, их постоянного взаимопорождения и взаимопреодоления. Весь круг восточных медицинских учений включен в эту философскую концепцию. Связи взаимного порождения и угнетения присущи всем объектам и явлениям. Динамическое равновесие постоянных физиологических процессов и реакций организма может быть нарушено внешним воздействием. К примеру, повреждение какого-либо органа или системы, относящейся к первоначалу земля, приводит к ослаблению контроля за органами, относящимися к воде, те усиливаются и угнетают органы огня. Так происходит распространение болезни.

Цель, которую ставила китайская медицина, изначально состояла в счастливом существовании человека, которое имело пять проявлений: “Первое проявление счастья – долголетие, второе – богатство, третье -здоровье тела и спокойствие духа, четвертое – любовь к целомудрию, пятое – спокойная кончина, завершающая жизнь” (“Шу цзин”).

Китайские мыслители отвечали на вопрос “что?”, а не “почему?” или “как?”. Выявить связи и зависимости между явлениями природы, организмом, патогенными и целительными факторами – на это были направлены их усилия. Для них было важно, что дерево рождает и поддерживает огонь, а не то, почему оно горит, каков у него химический состав, какая при этом происходит реакция.

Только осознание этих различий восприятия окружающего мира, понимание особенностей индуктивного метода, то есть построение общих положений на основе частных конкретных явлений без разрыва связей между ними, поможет понять и успешно использовать восточную медицину.

► Здоровье ~ Предложения ► Ароматерапия ► Консультация специалиста