Красота, здоровье, качество!


У-СИН

ПЯТЬ ПЕРВОЭЛЕМЕНТОВ

        

Традиционная китайская модель «Пять Стихий» или «Пять Первоэлементов» (по-китайски – у-син) позволяет классифицировать телесные практики, применяемые на сегодняшний день, не по школе или создателю, – в этом вопросе можно сослаться на множество примеров, показывающих конвергентность телесного опыта и постоянное заимствование отдельных практик между школами и Мастерами.
Вместо этого мы можем распределить все практики по состояниям или качествам, которые они формируют, «взращивают» в человеке при регулярном применении. Отдельным вопросом является согласование модели Пяти Стихий с западными аналогами, - например, принятой в Биосинтезе моделью «Четырех стихий» - «огонь-вода-земля-воздух». Это могло бы быть целью отдельной статьи. Пока же мы рассмотрим внутреннюю логику модели у-син применительно к пространству телесного опыта.
Еще несколько предварительных замечаний. Согласно представлениям китайской натурфилософии, в рамках которой и появилась и типичным представителем коей является у-син, все в мире состоит из сочетаний пяти основ. Любой процесс, материальный объект, явление или событие содержит в себе все пять стихий, но в различной пропорции.
В зависимости от того, насколько та или иная причина превалирует – мы можем говорить о «силе» или «слабости» данной стихии, но при этом остальные будут дополнять, видоизменять, усиливать и ослаблять данную стихию.
Так, физически сильный человек (сила – «качество» Металла) может быть одновременно и пластичным (пластичность – «качество» Воды), и способным находиться в покое и отдыхать (покой – «качество» Земли) и так далее. В идеале, гармонично развитый человек реализует в себе все пять стихий и легко использует все состояния и качества, связанные с ними, при необходимости меняя одни на другие.
Как учили древнекитайские философы, внутренний мир человека, его микрокосм, во всем подобен окружающему миру, макрокосму – а в окружающем мире мы наблюдаем естественные взаимопереходы всех стихий. Нет самой «главной», ведущей стихии, у каждого первоэлемента есть союзники и антагонисты:



В цикле антагонизма, взаимного подавления ⇔



⇒ Вода может затушить Огонь

⇒ Огонь может расплавить Металл

⇒ Металл может срубить Дерево

⇒ Дерево пьет из Земли соки и разрывает ее своими Корнями

⇒ Земля – впитывает Воду и так далее




И, наоборот, в цикле усиления ⇔



⇒ Вода питает Дерево

⇒ Дерево питает Огонь

⇒ Огонь создает Землю (пепел, лава)

⇒ Земля порождает Металл (руда)

⇒ Металл конденсирует Воду (роса)



Таким образом, мы имеем дело со сложной, внутренне согласованной и взаимно поддерживающейся системой отношений, качеств и переходов одного в другое. Давайте рассмотрим, как проявляется каждая из пяти стихий в телесном, эмоциональном, интеллектуальном, социальном и экзистенциальном опыте человека. Каковы преимущества доминирования той или иной стихии, каковы ограничения, что происходит с человеком при дефиците стихий и, самое главное, - каковы начальные этапы практической «стихийной» тренировки.

Стихия «Земля»

Основные качества, свойства этой стихии: стабильность, устойчивость, спокойствие, весомость, стремление вниз, аморфность (бесформенность), отсутствие внутренних напряжений и устремлений.

Земле свойственно падать вниз (камень), лежать, осыпаться (песок), быть опорой и основанием для чего либо. Земле не свойственно трястись, качаться, быстро перемещаться с места на место – для этого к Земле должен быть добавлен Огонь (вулканы, землетрясения) или Вода (сель, самум).
Человек, реализующий в себе стихию Земли, может быстро и качественно отдыхать, снимать напряжение с мышц, восстанавливать силы после тяжелой работы. Для него свойственны такие качества, как спокойствие, стабильность, чувство защищённости, неторопливость.

 

Нехватка стихии Земли, неумение человека заземляться проявляется в повышенной суетливости, нервозности, неуверенности в себе, повышенной тревожности. Очень часто это люди с тонкими ногами, втянутым животом, поднятой вверх головой, порывистыми движениями. Избыток стихии Земли приводит к медлительности, заторможенности в реакциях на окружающие события, пассивности и безволию.

Базовые практики для развития стихии Земли (в европейской традиции ТОП объединяются под словом «заземление», grounding):

⇒ йоговская шавасана или мритасана (поза трупа, поза покойника) – лежа на спине с вытянутым позвоночником и раскрытыми ладонями вверх по бокам тела;

⇒ парная практика «поддержки», используемая в некоторых школах ТОП, на занятиях по КИ и в практике целительства - простой контакт с телом лежащего на полу человека, причем контакт разными частями своего тела - ладонями, спиной, корпусом и пр., без давления, поглаживания или какого-либо массажа;

⇒ разнообразные упражнения из танцевальной техники Релиз (Release-technic), предполагающие идею «отпускания» отдельных частей тела и даже отдельных мышц, которые обычно человек держит в напряжении.

Стихия «Вода»

Основные качества, свойства этой стихии: текучесть, подвижность, плавность и непрерывность перемещений, стремление вниз и в стороны, аморфность, способность принимать и заполнять собой любую форму. Важным качеством этой стихии является ее способность принимать в себя и защищать, прятать. Человек рождается из водной среды…

Воде свойственно течь вниз, уходить от борьбы (например, есть выражение «высечь море» - синоним бессмысленного занятия), обтекать препятствия («вода щель всегда найдет») лечить и исцелять душу и тело (мертвая вода – врачевание ран, живая вода – возврат к жизни, слезы радости и облегчения), налаживать отношения и регулировать эмоции (пожар страстей тушат).

Человек, реализующий в себе стихию Воды, - мало конфликтен, избегает применения силы, легко видит альтернативы и находит обходные пути, двигается плавно и уверенно, избегает однозначных, категоричных высказываний («все течет, все изменяется…»).


Нехватка стихии Воды приводит к разделенности тела и души на составляющие, отсутствию внутренней гармонии («и когда левая рука не ведает, что творит правая…»), стремлению к силовым методам достижения целей, прямолинейности и категоричности, формализму в отношениях.

Движения в стихии Воды считаются одними из самых сложно скоординированных, при нехватке Воды человек двигается как плохо смазанный механизм – с рывками, остановками, заметной тратой сил и так далее. Избыток стихии Воды может проявляться в апатии, отсутствии жизненной позиции, целей и смыслов: океан, туман, болото метафоры отсутствия направлений, иллюзий, потерянности, стагнации. На физическом уровне – это общая детренированность, вялость, гиперподвижность суставов, неспособность развивать значительные усилия. 


Базовые практики для развития стихии Воды во многом повторяют «земные». Это, прежде всего, упражнения из релиза, наиболее известным из которых является «амеба»: лежа на полу, вы начинаете перекатываться вправо или влево, при этом Ваши суставы все время изгибаются и стремятся «стечь» на пол. Вы двигаетесь непрерывно, но медленно, движения не дискретные, но аналоговые, как будто по телу перетекает волна. В парном варианте эта практика делается на занятиях по Контактной Импровизации (один из вариантов названия – «валежник»), когда один партнер лежит на полу, а второй перекатывается поверх него в стиле «амебы». 

Также для овладения стихией Воды полезны занятия тайцзицюань, где «водные» качества движения и состояния сознания нарабатываются буквально с первых дней тренировок. Новичкам можно порекомендовать одиночные упражнения Шелковая Нить, Шаг Тайцзи, а также парную практику «липкие руки» (прилипание).


 

Стихия «Дерево»

Основные качества, свойства этой стихии: устремленность, движение вверх, реализация целей и программ в масштабе всей жизни, осознание своей миссии, связь с прошлым, гибкое следование намеченной цели.

Стихия Дерева отличается тем, что при внешней неподвижности внутри постоянно происходит какое-то движение, какая-то важная работа. Дерево растет вверх, к солнцу, на пути к нему преодолевая немыслимые преграды (молодой стебель травы способен прорасти сквозь бетон и гранит).
Дерево является одной из метафор Человека: так же, как и человек, Дерево изменяет, приспосабливает под себя окружающий мир – почву, растения, животных; так же, как и человек, дерево чахнет и умирает, если его лишить опоры либо лишить его цели (солнце). Нехватка стихии Дерева проявляется в отсутствии внутреннего стержня, в потере баланса между гибкостью и целеустремленностью, в ощущении непосильной ноши, пригибающей к земле.

Типичные слова при этом – «нет никакого смысла», «я этого не вынесу», «болтаюсь без цели». Избыток стихии Дерева проявляется в неспособности меняться при серьезных, масштабных изменениях в окружающем мире. Это характерно для людей среднего возраста, а также при выходе на пенсию, при потере близких или расставании с ними (муж ушел, дети выросли, работа больше не в радость или физически невозможна, жить дальше не зачем…)
 

Базовые практики для развития стихии Дерева – Столбовое настаивание в даосской традиции, статические медитации в буддийской традиции и Маленький Танец в КИ. Особенностью этих практик является их постепенность – Вы не можете сесть в столб на 5 часов и сразу всему научиться, здесь требуется время и привычка. 

Причем эта особенность не связана с восточным менталитетом: Стив Пэкстон, создатель КИ, будучи вполне типичным представителем западной культуры, все равно настаивает на том, что Маленький Танец необходимо практиковать постоянно, независимо от Вашего стажа и мастерства в КИ.

 

Стихия «Металл»

Основные качества/свойства этой стихии: устойчивость, прочность, готовность к физическим нагрузкам, стабильность внутренней структуры, организованность, четкая форма; наличие острых граней, выступов и углов.

Металлу свойственно сопротивляться воздействиям окружающей среды и, в свою очередь, самому активно воздействовать – разрезать, разрывать, рубить, разделять. Металл – это защита, броня, - и агрессия, атака, меч воина и топор палача. Металл – это скорость и решительность, жесткость и безжалостность; это признак силы и власти; отсутствие компромиссов и последний аргумент в споре. А еще – тотальный самоконтроль, подавление хаоса, отсутствие (или непринятие) боли и страданий…
Человек, реализующий в себе стихию Металла, умеет напрягаться правильно, эффективно, умело использует силу своих мышц и крепость костей. Тело в данной стихии является инструментом – а потому необходимо его тотально контролировать, использовать для достижения своих целей. Для такого человека свойственны вера в себя, в свои силы; при этом, в отличие от стихии Дерева, Металл предполагает наличие четкой иерархии подчинения. 

Щит и меч, право и искусство владения ими дают только тому, кто заслуживает доверия, кто встроен с существующую социальную пирамиду. Эмоции, чувства, интеллект – также подчинены и используются рационально (жалостью можно уязвить больнее, чем мечом; аргументами можно прикрыться, как броней). Симптомы нехватки стихии Металла: покорность, угодливость, повышенная ранимость, болезненная чувствительность.

Избыток стихии Металла очень подробно описывал В. Райх – это мышечная броня, которая сочетается с эмоциональной скудостью, холодностью, неприятием своих и чужих эмоций. Ключевой стратегией при этом становится рациональность и точный просчет, планирование своей жизни; человек внутренне и внешне уподобляется совершенному механизму, роботу, все существование которого посвящено одной цели.

 

Базовые практики для развития стихии Металла достаточно разнообразны и многие из них весьма популярны в наши дни:


⇒ работа с отягощениями, включая тяжелую атлетику, бодибилдинг, постоянное ношение утяжелений

    на теле и пр.;


⇒ статические, изометрические упражнения из спортивной гимнастики (турник, кольца, брусья),

    хатха-йоги (асаны) и внешних стилей боевых искусств;


⇒ накатка, набивка, поверхностное упрочнение тела, опять же из внешних стилей БИ,

    включая работу с боксерским мешком;


⇒ падения на твердую поверхность и акробатика – кувырки, вертушки, сальто, прыжки и пр.;


⇒ фехтование любыми предметами и метание предметов в цель.
 

Стихия «Огонь»

Основные качества, свойства этой стихии: изменчивость, хаотичность, бесконтрольность, стремление распространяться во все стороны, способность трансформировать любые другие стихии. Огонь делает металл текучим, как вода; превращает дерево в землю (пепел), делает землю твердой как металл (обжиг глины, вулканические базальты) и даже вода в контакте с огнем стремится вверх и в стороны (пар, взрыв).

Человек, реализующий в себе стихию Огня – харизматичный лидер, способный зажигать сердца и вести за собой, независимо от направления и рациональности движения. Для него свойственны сильные эмоции, яркие идеи и внутренние озарения, которые являются руководством и движущей силой. Внешний мир при этом – поле для деятельности, для реализации своих идей. Мир нуждается в трансформации, люди – в улучшении в соответствии с принципами и вкусами «огненного» человека. Огню всегда тесно в каких-то рамках, носителю «огня» - тесно в существующей социальной структуре, следствием чего являются постоянные эксперименты и поиски. 
Важно отметить, что стихия Огня влияет на речь и движения всего тела – в теле много сил, и оно постоянно находится в каком-то движении, речь свободно идет наружу, человек умеет транслировать свои идеи, образы, мысли и чувства окружающим (экспрессия). Нехватка стихии Огня часто появляется у людей после 25 лет, когда приходит конец розовым мечтам юности и человек перестает верить в сильные чувства, в возможность изменить мир или измениться самому. Крайние проявления этого – депрессия, эмоциональное выгорание, раннее старение, пониженный иммунитет, общая слабость, потухшие глаза и тихая речь. Избыток стихии Огня проявляется в игнорировании существующих социальных норм, хаотизации окружающего мира, воспалительных процессах, аутоиммунных заболеваниях, общей психотичности.
Базовые практики для развития стихии Огня – весьма многочисленны, но сразу хочу оговориться: по многочисленным источникам и свидетельствам, самостоятельное развитие внутреннего «огня» может быть опасным для физически нетренированного или психически неустойчивого человека. Обычно, эти практики даются после некоторого начального курса, в ходе которого человек овладевает хотя бы минимально первыми четырьмя стихиями.

К числу относительно безопасных практик можно отнести голосовые и вербальные практики, тем более что они давно и прочно встроены в нашу культуру – здесь и хоровые пения, и привычка к «кухонным» разговорам, и даже национальная практика употребления табуированных выражений (т.е. мата). Но, выбирая разговоры или ругательства в качестве метода саморазвития, помните мудрую русскую поговорку: Слово – серебро, Молчание – Золото!

► Здоровье ~ Предложения ► Ароматерапия ► Консультация специалиста